Лучшая выпускница магистратуры факультета электроники 2024 года Ольга Лакунцова рассказала о первых шагах в научной деятельности и участии во внеучебной жизни вуза.
30.08.2024 41
Ольга Лакунцова – выпускница магистратуры факультета электроники по образовательной программе «Наноэлектроника и фотоника». Она обучалась в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в бакалавриате, а в 2024 году с отличием окончила обучение по магистерской программе.
За время учёбы лэтишница активно занималась научной деятельностью – участвовала в конференциях и публиковала статьи. В данный момент девушка является сотрудником лаборатории «Квантовой фотоники» ФТИ им. А.Ф.Иоффе и одним из исполнителей научно-исследовательской работы «Источники фотонов для систем квантовых вычислений». Кроме того, Ольга активно принимала участие в жизни университета и общежития – выполняла роль старосты группы и помогала в организации студенческих мероприятий.
В интервью выпускница рассказала о любимых преподавателях, опыте работы по специальности и полезных навыках, приобретенных за годы обучения в Первом электротехническом.
– Расскажите, почему Вы решили учиться в ЛЭТИ?
– Я решила поступать в ЛЭТИ, так как меня привлёк сайт университета: он интуитивно понятен и удобен по сравнению с сайтами других вузов. Также хочу отметить наличие телефонной очереди, которая есть не у всех университетов. Кроме того, мне позвонили из приёмной комиссии, пообщались со мной, что добавило уверенности в правильности выбора учебного заведения. Расположение университета в удобном месте, на Петроградской стороне, также сыграло свою роль, а история и архитектура главного корпуса произвели на меня сильное впечатление. Увидев фотографии, я подумала: «Какой красивый замок!».
Если рассматривать ситуацию в целом, я обсуждала этот вопрос с преподавателями из родного города, и они также положительно отзывались об университете – многие из Комсомольска-на-Амуре ездили учиться по направлению, связанному с судостроением.
– Какие изменения Вы заметили с переходом на новую ступень образования? Чем обучение в магистратуре отличается от обучения в бакалавриате?
– Я почувствовала, что преподаватели стали более лояльными к студентам, окончившим бакалавриат, и учитывали их опыт и занятость, шли навстречу. Увеличилось количество узконаправленных дисциплин, где ты сидишь с преподавателем один на один, и такой процесс обучения мне больше нравится. Благодаря данному формату можно выстраивать диалог с преподавателями напрямую в отличие от потоковых лекций и дистанционных занятий. Ещё мне понравилось, что после окончания бакалавриата у меня сформировалось представление о том, чем я хочу заниматься. Я с большим интересом стала изучать дисциплины в магистратуре. В бакалавриате же некоторые аспекты обучения воспринимались как преодоление препятствий, и не всегда вызывали положительные эмоции.
– Какие преподаватели оказали на Вас наибольшее влияние?
– Были преподаватели, которые оставили в моём сердце много хороших воспоминаний и были те, с которыми меня связывают негативные впечатления. Тем не менее, я благодарна всем за полученный опыт обучения, так как не всё всегда проходит гладко, и любой негативный или положительный опыт – это опыт. Что касается влияния преподавателей на меня, то можно выделить два типа преподавателей: те, кто прекрасно разбираются в своём предмете и могут доступно объяснить материал, и те, кто выступает в роли наставников, к которым всегда можно обратиться за советом. Я особенно благодарна преподавателям кафедры микро- и наноэлектроники. Когда я только поступила, первыми важными людьми, которые мне запомнились, были Елена Зеноновна Боревич, доцент кафедры высшей математики, и Дмитрий Михайлович Козлов, доцент кафедры физики. На втором курсе наступил важный момент: я решала, на какую кафедру перейти. И мой выбор пал на кафедру микро- и наноэлектроники благодаря предмету «Материалы электронной техники», который читал Александр Васильевич Соломонов, прекрасный лектор и бывший декан факультета электроники. А Нина Павловна Лазарева отлично вела практику и лабораторные, обращая внимание на различные нюансы. Благодаря им я продолжила обучение на кафедре.
Особенно мне запомнились лекции доцента кафедры физической электроники и технологии Светланы Петровны Зубко, она прекрасный преподаватель. Одним из лучших лекторов я считаю профессора кафедры микро- и наноэлектроники Геннадия Фёдоровича Глинского, который читал лекции и в бакалавриате, и в магистратуре. Это преподаватель очень высокого уровня.
В магистратуре на меня произвели впечатление многие лекторы: профессор кафедры микро- и наноэлектроники Василий Иванович Зубков, Олег Сергеевич Комков, заведующий кафедрой. Занятия с Олегом Сергеевичем проходили в лёгком формате, преподаватель очень кратко передавал информацию и пары проходили весело. Он также курировал нашу группу, принимал НИР и вёл лекции в течение двух семестров. Но самым любимым лектором стал Сергей Валерьевич Сорокин, доцент кафедры микро- и наноэлектроники. Когда я сталкивалась со сложными моментами, он всегда находил способ объяснить их доступным языком, подготавливал насыщенные материалом презентации и за время занятий успевал всё это рассказать студентам. Благодаря его преподавательским качествам и вызванному во мне интересу к его специализации я обратилась к нему, и он стал моим научным руководителем на период 6 курса и дальнейшего обучения в аспирантуре. В научной деятельности запомнился Дмитрий Дмитриевич Фирсов – доцент кафедры микро- и наноэлектроники и куратор в бакалавриате. Он спокойный и терпеливый наставник, который готов объяснять материал до тех пор, пока студент не поймёт его. Именно к нему я обратилась на 3 курсе, чтобы начать работу над дипломом.
– Как начался Ваш путь в научной деятельности? Каким был первый опыт работы по специальности?
– Я хотела заняться научной деятельностью с 1 курса, но по разным причинам это не удалось. И я начала свой путь с производственной практики, которую я проходила под руководством Дмитрия Дмитриевича Фирсова. Далее я написала бакалаврскую работу и подала тезисы на конференцию в начале 5 курса. В итоге я приняла участие в конференции, где выступала на стендовой сессии. Это был мой первый опыт участия в таком мероприятии, и он мне очень понравился. Мне было интересно слушать доклады, особенно от приглашенных специалистов, общаться с участниками и отвечать на их вопросы. Я получила как положительные отзывы, так и критику, что сделало конференцию очень продуктивной. После этого я продолжила работать в лаборатории под руководством Дмитрия Дмитриевича и аспиранта Семёна Хахулина. Также на 5 курсе я начала работать в лаборатории «Физики редкоземельных полупроводников», где помогала с прессованием образцов, строила графики в Origin, проводила расчёты в Mathcad, искала информацию и занималась написанием публикаций, готовя материалы к конференциям. Я решила попробовать себя в разных направлениях научной деятельности, чтобы понять, чем именно хочу заниматься. Под руководством Анны Васильевны Соломниковой, инженера Ресурсного центра «Физика твердого тела и материаловедение для радиоэлектронных и телекоммуникационных систем», я написала тезисы и выступила на конференции «Наука настоящего и будущего» в ЛЭТИ. На пятом курсе у меня возникло желание попробовать себя в различных областях, и я была решительно настроена освоить как можно больше. Когда проходили лекций с Сергеем Валерьевичем Сорокиным я заинтересовалась его предметом и обратилась к нему с вопросом: «Можно ли к вам устроится в лабораторию?». Сергей Валерьевич поставил условие, что мне необходимо успешно сдать его экзамен. Я это сделала и после сессии начала понемногу погружаться в работу в лаборатории физико-технического института им. А. Ф. Иоффе, специализирующейся на «Квантовой фотонике». Это стало для меня важным опытом. В течение года я подготовила материалы и выступила на конференции Зимней школы в Зеленогорске. Мне очень понравилось это мероприятие, там было много интересных докладов и общения с коллегами. Я ценю конференции за возможность общаться с людьми, узнавать об их исследованиях и обсуждать различные темы, включая возможность дискуссий. Кроме того, выступления профессоров и опытных специалистов дают возможность узнать много нового и задать интересующие вопросы. Летом после 3-его курса во время производственной практики я устроилась на Комсомольский-на-Амуре авиационный завод. Там для меня провели экскурсии, показывая, как устроено производство, и это вдохновило меня на дальнейшую работу по специальности. Я была поражена тем, сколько усилий и труда вложено в создание полноценного самолета. В процессе работы я также училась программировать микроконтроллеры, в основном на платформе Arduino, и осваивала создание схем для печатных плат.
– Какие аспекты студенческой жизни Вы считаете наиболее ценными для личного и профессионального роста?
– Студенческая жизнь – это не только учеба, но и огромный жизненный опыт. Университет учит не только теоретическим знаниям, но и практическим навыкам – организация времени, самостоятельная работа, ведение документации, общение с преподавателями и однокурсниками. Первокурсникам приходится адаптироваться к новому, более интенсивному ритму жизни, чем школьному. Сессия – это всегда стресс. Я не люблю сессии, но со временем научилась получать удовольствие от достижения результата. Помнить о том, что после напряженной подготовки и сдачи экзамена наступает чувство удовлетворения от проделанной работы – это мотивация двигаться дальше.
Важным аспектом студенчества является самопознание. Университет предоставляет возможность попробовать себя в разных сферах. Это время для общения со сверстниками, создания новых связей, формирования собственных взглядов. Студенческие годы – это также период самостоятельности и ответственности. Жизнь в общежитии – яркий пример этого. Я могу сказать, что на первых курсах мне это нравилось, но под конец я устала. И оглядываясь в прошлое, я понимаю, что это было тяжело. Но несмотря на некоторые сложности в организации быта, обязанностях по уборке, общении с соседями, этот опыт воспитывает самостоятельность и способность находить компромиссы. В общежитии я являлась заведующей актового зала, где проводились мероприятия. Также во время кулинарного конкурса я была в роли руководителя команды: занималась заполнением документов, поиском нужных людей, обеспечением всех важных вещей во время конкурса. Ещё я выполняла роль старосты. Это тоже был незабываемый опыт, потому что мне необходимо было позаботится о том, чтобы одногруппники могли работать. Необходимо было ходить к преподавателям, договариваться о переносах пар. Это было похоже на игру в тетрис, только с расписанием. Нужно пробовать себя в разных видах деятельности, не бояться экспериментировать. На 2 курсе бакалавриата я дополнительно занялась танцами – сальсой и бачатой. Там я приобрела большой опыт в коммуникации, узнала больше об организационных процессах мероприятий. А в магистратуре я пошла в театральный, и мы уже сделали несколько постановок. Любая деятельность, которая помогает развиваться, делает жизнь более интересной и насыщенной. В студенчестве надо пробовать искать себя и не бояться. Иногда тяжело, решимости не хватает, но главное – двигаться дальше.
– Какое событие за годы активного участия в жизни вуза и общежития запомнилось Вам больше всего?
– Со времён проживания в общежитии мне запомнился кулинарный конкурс и Масленица. Готовясь к конкурсу, мы с командой забывали о времени, полностью погружаясь в процесс. Каждая удача, каждый шаг к достижению цели заряжал нас энергией. А когда наконец наступила минута объявления результатов – это было непередаваемо! И для меня особенно ценно, что эти эмоции можно было разделить с членами команды. Также много воспоминаний связано с ролью старосты. Я была заместителем старосты в бакалавриате, и старостой в магистратуре. Самым запоминающимся моментом в этой роли стало написание и защита магистерского диплома. Это было время бессонных ночей, переживаний о сдаче всех необходимых документов, рецензий и отзывов. Я была погружена в работу, но в то же время понимала, что на мне лежит ответственность не только за свой диплом, но и за сбор документов всей группы. Особенно ярко запомнился период с аккредитации кафедры и до защиты диплома. Это было настоящее испытание. Сбор документов, их проверка, обеспечение своевременной сдачи – всё это было похоже на реальный квест. Я благодарна ребятам из своей группы, которые помогали мне с ролью старосты в магистратуре. И не могу не упомянуть чувство гордости, которое я испытывала, когда мы все вместе защитились. Мы сфотографировались полным составом группы, и эта фотография стала по-настоящему памятной.
– Какие знания и навыки, полученные в университете, повлияли на Ваше профессиональное развитие и мировоззрение?
– Я планирую продолжить обучение в аспирантуре и заниматься научной и преподавательской деятельностью. Мне пригодились знания, полученные в университете. Мы изучали сложные предметы, и это потребовало усилий. Однако всё усвоенное помогло мне лучше понять специальность и дало возможность развиваться в научной сфере. Один из наиболее важных навыков – это умение оформлять документы и пользоваться различными программами и приложениями. Знание требований к оформлению файлов Word, их правильное заполнение и умение находить нужную информацию на сайтах ускоряют процесс работы и делают его более качественным. Профильные предметы также оказались полезными. На практических занятиях мы изучали программы, что заложило основу для дальнейшего развития навыков. Благодаря этому опыту осваивать новое стало проще, опираясь на имеющиеся знания. Во время обучения я приобрела организаторские навыки, благодаря участию в жизни общежития, и научные знания – были сделаны первые шаги в научно-исследовательской деятельности. Университет помог мне стать более раскрепощённым и коммуникабельным человеком, а чтение литературы способствовало улучшению навыков устной речи. Что касается моего мировоззрения, гуманитарные науки оказали на него значительное влияние, сделав меня более спокойной в восприятии жизни. Особую роль в этом сыграли философия, социология и профессиональная этика. Благодаря изучению философии я узнала больше о взглядах на мир известных мыслителей, поразмышляла над спорными вопросами. Социология помогла мне понять причинно-следственные связи в обществе и увидеть разные точки зрения на один и тот же феномен. А занятия по профессиональной этике развили понимание нравственных аспектов нашей жизни, затронули темы ответственности и моральных дилемм.
– Как бы Вы описали ЛЭТИ одним предложением?
– ЛЭТИ – это зеркальная комната, которая показывает, кем ты можешь стать. Почему так? Потому что ЛЭТИ даёт возможности для развития. Представь, что ты приходишь после школы – ещё юный и неопытный. Но, проведя годы в стенах вуза, ты постепенно становишься более самостоятельным, ответственным и зрелым. Неважно, заканчиваешь ли ты магистратуру или бакалавриат, ЛЭТИ даёт тебе возможность сформироваться, обрести новые навыки и знания, которые делают тебя более уверенным в себе и готовым к будущим вызовам.
– Какой совет Вы бы дали себе в прошлом, когда только решали поступать в ЛЭТИ?
– Никогда не опускать руки – это главный принцип, который я усвоила за время учёбы. После самой тёмной ночи всегда наступает рассвет, и это особенно актуально для периода пандемии. Мои студенческие годы пришлись на непростое время. Помню, как сидели на «дистанте», каждый в своей комнате, изолированные от реальности. В моем родном городе – семичасовая разница с Питером, и невозможность поехать домой усиливала ощущение одиночества. Оно, конечно, разбавлялось общением, но все равно давило. И когда мы наконец вернулись к очному обучению, это было словно свет в конце тёмного тоннеля. Я очень рада была вернуться в аудиторию, почувствовать энергию живого общения, потому что психологически очное обучение дается намного легче, чем дистанционное. Особо хочу отметить, что требования в общежитии в период пандемии были значительно ужесточены. Все это заставило меня ещё раз задуматься о важности адаптации и решительности. Помимо этой жизненной установки, есть еще два совета, которые я считаю важными. Первый – не бойтесь пробовать новое, ищите себя. Мир открыт перед вами, и в нем столько интересных возможностей! Второй совет – будьте решительными. Не бойтесь выходить из зоны комфорта, отстаивайте свои интересы.